Экологическая безопасность Бузулукского бора – тема, которая не раз обсуждалась в СМИ. С началом нефтедобычи на выделенных лицензионных участках, граничащих с лесным массивом, она приобрела особую остроту, нередко с ярко-политизированной окраской. Вопрос «Можно или нельзя добывать нефть в непосредственной близости от национального парка?» периодически становится во главе дискуссий, особенно часто развиваемых в периоды очередных выборов. Поставим его иначе: «А что было бы, если нефтяники не пришли, и не стали бы добывать нефть по соседству с бором?»
Опасное наследие прошлого
В Российском государственном геологическом фонде (ФГБУ «Росгеолфонд») можно найти совсем немного документов, свидетельствующих о промышленной эксплуатации нефтяных скважин на территории Бузулукского бора в пятидесятых - начале семидесятых годов прошлого века.В ставшую уже монументальной советскую эпоху промышленная нефте- и газодобыча развивалась масштабно. При поисково-разведочных и эксплуатационных работах почти за двадцать лет (с 1953 по 1974 год) под Бузулукским бором было пробурено сто шестьдесят четыре скважины.
С течением времени, исторические скважины превратились в очень опасное наследие прошлого – прямую угрозу экологической безопасности бора.В 1974 году, после прекращения промышленной эксплуатации в бору и свертывания производства, скважины были частично законсервированы, частично ликвидированы. Где находилась каждая из них сейчас не вспомнят даже старожилы. Не сохранилось ни одного документа, общей карты или схемы с указанием точного расположения этих объектов, по большинству документация просто отсутствовала.
На протяжении почти полувека об опасном наследстве никто не помнил, страну лихорадило, пережили переломные девяностые, переступили миллениум, вступили в новый виток деловых отношений и высокоскоростного экономического развития. За эти годы с поверхности старых разведочных скважин, находящихся под высоким давлением, варварски снималась или срезалась противофонтанная арматура, под воздействием времени усиливались коррозийные процессы, появившиеся черно-масляные протечки и газовые выпоты в любой момент грозили вылиться в крупную техногенную катастрофу.
Ликвидировать нельзя восстановить
С началом нефтедобычи на граничащих с Бузулукским бором лицензионных участках в распоряжении ресурсодобывающей компании «Новый поток» оказался исторический фонд, состоящий из шестидесяти трех скважин. Одним из главных пунктов лицензионных обязательств, которые взяла на себя нефтяная компания, стало «рациональное использование недр и проведение опережающих работ по переликвидации и переконсервации экологически опасных скважин, рекультивация нарушенных земель и лесовосстановление». С этого и начали - занялись поиском самих скважин (некоторые искать приходилось в буквальном смысле с металлоискателем) и отбором ответственных подрядчиков (в результате проведенных тендеров).
В 2016 году научно-производственным предприятием «Нефтетехпроект» было проведено комплексное исследование исторических производственных объектов на трех лицензионных участках НКНП. В результате на свет появился шестисот семнадцати страничный документ – «Зональный проект на проведение работ по ликвидации и консервации скважин на Воронцовском, Гремячевском и Могутовском месторождениях», где были детально прописаны рекомендации по консервации, расконсервации и ликвидации скважин, дана оценка современного состояния окружающей, описаны этапы технической и биологической рекультивации земель.
Работали в тесном сотрудничестве с администрацией национального парка, согласовывали рабочий график и каждый этап проводимых работ. На начальном этапе проводили подготовку территории: расчищали, снимали верхний плодородный слой почвы, производили обваловку рабочей площадки, выравнивали ее песчано-гравийной смесью, поверх которой накладывали не пропускающие техническую жидкость, стойкие к механическим повреждениям бентонитованные маты. Демонтажем неисправного оборудования и установкой новой фонтанной арматуры занимался подрядчик с почти пятидесятилетним опытом работы, ООО «Газпром газобезопасность».
Старое оборудование демонтировалось с соблюдением всех правил: проверяли давление на устье скважины, состав газовоздушной среды, устанавливали герметизирующие устройства, срезали колонны, монтировали новое, безопасное оборудование – саму колонную головку и фонтанную арматуру. Остатки старого оборудования разбирались и вывозились за пределы бора.
«Лечить» разрушенные временем скважины, проводя их капитальный ремонт, взялись подрядные организации ООО «НПП «Бурение» и АО «Башнефтегеофизика». По каждой скважине работали индивидуально. Для того, чтобы привести скважину в безопасное состояние где-то требовалось несколько недель. Над другими, более сложными, приходилось трудиться по шесть –восемь месяцев: разбуривали старые цементные мосты до самого забоя, проводили геофизические исследования, устраняли негерметичность колонн и межколонного пространства (заливали бетоном), устанавливали ликвидационные или консервационные мосты. После чего каждая «выздоровевшая» скважина сдавала экзамен – качество работ проверяли с помощью нагнетания давления (опрессовки).
Отходы после ремонта (скважинный флюид, жидкости глушения и т.д.) - вывозились на специализированный полигон за пределы национального парка. Только после завершения всех работ и приведения скважины в безопасное состояние поверх каждой заливалась бетонная тумба с опознавательным знаком.
Экологично и открыто
За период с 2017 по 2020 годы (до начала нефтедобычи) в порядок были приведены все шестьдесят три соседствующих с Бузулукским бором исторические скважины, расположенные на лицензионных участках НКНП. Каждую из них знают теперь поименно: Сто пятьдесят третья Воронцовская, Двадцать вторая Гремячевская, Сто пятнадцатая Могутовская, одна из самых проблемных – Пятьдесят первая Гремячевская. По каждой составлено подробное техническое описание, приложены чертежи и схемы, восстановлен геофизический материал, зафиксировано местоположение, указаны даты переконсервации или ликвидации некогда опасных исторических объектов. То, чего не могли найти в архивах Росгеолфонда, теперь восстановлено, собрано в единую информационно –техническую базу и открыто для потомков.
Оценивая реализованную программу капитального ремонта скважин, генеральный директор НКНП Степан Асаулов отметил: «Это была большая и сложная работа, в которой принимали участие сотни профессионалов. Мы старались выстроить с подрядчиками и сотрудниками национального парка партнернерские отношения, чтобы организовать слаженную работу в условиях Бузулукского бора. Однако наша работа по реализации лицензионных обязательств на этом не заканчивается. Все исторические скважины остаются объектами производственного мониторинга НКНП».
Специалисты экологической службы НКНП совместно с инженерами укрупненного нефтепромысла проводят регулярные комиссионные осмотры площадок исторических скважин, контролируют своевременную уборку травяного покрова в теплые сезоны года; эксперты государственных служб мониторинга по договору с компанией производят замеры и исследования проб атмосферного воздуха и почвы.
Кроме того, продолжаются работы по поиску и ликвидации исторических шламовых амбаров.Сверх лицензионных обязательств в 2020 году за счет собственных средств предприятия было ликвидировало четыре таких хранилища с отходами бурения (смесь нефти и грунта), забытых на территории бора еще с советских времен, два из которых располагались в водоохранных зонах. Лицензированным подрядчиком было вывезено на специализированный полигон за пределами лесного массива более полутора тысяч кубометров загрязненного грунта, место которого занял свежий плодородный слой почвы.
За два года активной производственной деятельности НКНП детально изучена экологическая обстановка в национальном парке, вложены значительные средства в сохранение уникальной природы бора. Поэтому сейчас, возвращаясь к вопросу «что было бы, если бы нефтяники не пришли?», можно с уверенностью ответить: «в лучшем случае – ничего, в худшем – печальные последствия от забытого наследия прошлого».
«…Фактически национальный парк не может полноценно нормально функционировать, т.к. в недрах Бузулукского бора находятся невыработанные залежи углеводорода (нефти и газа), десятки скважин (структурных, поисково-разведочных, эксплуатационных), нарушающих сплошность геологической среды. Нормальное функционирование созданного национального парка напрямую связано с решением вопроса по обеспечению экологической безопасности», - такие выводы приведены в датированном еще 2014 годом отчете о «Проведении экологических исследований по оценке состояния поисково-разведочных скважин, пробуренных на территории Бузулукского бора (в пределах Оренбургской области)» от Комплексного научно- исследовательского и внедренческого центра «Геоэкология». И этот вопрос на сегодня успешно решается в пределах трех лицензионных участков Нефтяной Компании «Новый Поток».