Охрана окружающей среды вышла на первый план во время нашего разговора с министром природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александром САМБУРСКИМ. Как выяснилось, данная тема волнует подавляющее большинство читателей «ЮУ», обратившихся в редакцию.
На глобальных, так сказать, проблемах Александр Михайлович останавливался подробно. Будем надеяться, эта прямая линия окажется для наших читателей не только познавательной, но и результативной. А пока обращаем внимание на наиболее обсуждаемые темы.
Урал течет… к оздоровлению!
Из года в год сильно мелеет и истощается главный водный источник Оренбуржья – река Урал. Много о том говорят ученые, общественные деятели и чиновники, но когда до реальных программ дойдут? Например, в наступившем году что-то планируется сделать для решения этой важнейшей проблемы нашего края?
Георгий Васенин, Оренбургский район
— Вполне разделяю вашу обеспокоенность, но хотелось бы отметить, что не только на Урале происходит обмеление. Если рассмотреть ситуацию на реках в других регионах, там складывается аналогичная ситуация. Ученые говорят о маловодных годах и о снижении количества осадков. Безусловно, неправильно сидеть и ничего не предпринимать. Нами в Минприроды РФ направлены конкретные предложения для включения в специальную федеральную программу по оздоровлению реки Урала.
Программа должна быть комплексной и детально обоснованной. Замечу, научных исследований Урала не проводилось более десяти лет. В проектный документ внесены мероприятия по экологической очистке речного русла и укреплению берегов, разведению пойменных лесов и рыбы, строительство очистных сооружений и водохранилищ. Также предусмотрены экологическая реабилитация водных объектов, совершенствование системы мониторинга. Но для начала нужно провести проектно-изыскательские работы, они и запланированы на 2021 год.
Полноводность Урала на территории нашего региона зависит ведь и от соседей – Башкирии, Челябинской области. А они все больше перетягивают лямку на себя, строя водохранилища и плотины. Нам не пора перенимать их опыт?
Радик Муртазин, Гайский городской округ
— Проблемы бассейна реки Урала – общие и для нас, и для наших соседей. Главное здесь — правильное регулирование. В нынешнем году мы об этом договорились. И соседи — Башкирия и Челябинская область обеспечили беспрецедентно большой сброс воды в Ириклинское хранилище. Так, сейчас его свободная емкость составляет примерно 490 миллионов кубометров, а годом ранее — 850 миллионов. Будем надеяться, что к следующей весне наше Ириклинское море заполнится на 100 процентов.
Что касается опыта, перенимаем его на примере Волгограда и Саратова. Исходя из их практики, направили в Федеральное агентство водных ресурсов предложения по строительству переливной плотины у Оренбурга. Она позволит в так называемый меженный период (прежде всего летом) повысить уровень реки в границах областного центра на 1,5 — 2 метра. Что улучшит работу городских водозаборов и послужит развитию парковой зоны на левобережной части Урала.
В бору нефтяникам не скрыться
Очень беспокоит ситуация с добычей нефти на территории Бузулукского бора. Что сейчас там происходит, как ведут себя нефтяники? Надолго они пришли в бор?
Екатерина Малькова, г. Бугуруслан
— При добыче нефти строжайший контроль за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет областное управление Росприроднадзора. Лицензии на разведку и добычу углеводородного сырья у нефтяной компании «Новый поток» действительны до 2035 года. Обращаю внимание, что все ее инфраструктурные объекты вынесены за пределы Бузулукского бора. С тех пор как ООО «НК «Новый поток» приступило к работам, ни одного негативного инцидента не отмечалось.
Насколько известно, нефтяники в Бузулукском бору взялись добывать «черное золото» взамен на обязательства ликвидировать опасные старые скважины. Сырье они качают, а из обещанного исполнили хоть что-то?
Татьяна Скобелкина, Бузулукский район
— Как обещали, так и действуют. Вопрос о необходимости ликвидации скважин, пробуренных на территории Бузулукского бора еще в 50 — 60-е годы прошлого века, постоянно поднимался и на этапе организации там национального парка, и после его создания. К концу октября 2020 года работники «Нового потока» завершили капитальный ремонт исторических скважин.
Стоит добавить и о повышенных мерах предосторожности: на территории нефтепромысла размещено спецоборудование для экстренной локализации возможных разливов, а на границе поселка Колтубановский с национальным парком создан пожарный водоем. Кстати, в августе 2020-го пожарные расчеты «НК «Новый поток» оказали существенную помощь местным спасателям в борьбе с огнем.
Смена постам
Недавно прокурорская проверка установила, что ряд экологических постов на территории нашего региона (в Переволоцком, Сакмаре, Оренбурге, Илеке, Орске, Медногорске, Бузулуке) выдавали неверные данные о содержании вредных веществ в атмосфере. Как такое могло случиться? И главное — когда ждать решения этой проблемы?
Елена Абдульманова, Переволоцкий район
— Да, прокуратура и наше министерство по обращениям граждан провели проверку подведомственного учреждения — ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области». Обращали особое внимание на соблюдение требований законодательства при эксплуатации стационарных и передвижных постов контроля за качеством атмосферного воздуха. В действиях должностных лиц ГБУ выявлены факты нецелевого расходования бюджетных средств, вскрыто создание специальных организаций, через которые проводились двойные оплаты выполненных работ по госконтракту. За допущенные нарушения ряд ответственных сотрудников учреждения уволены. Собранные материалы переданы в следственные органы.
Все газоанализаторы ежегодно проходили поверку, на них выдавались соответствующие свидетельства Государственным центром стандартизации, метрологии и испытаний Самарской области, поэтому у нашего министерства не было оснований сомневаться в пригодности аппаратуры. Но после упомянутых мероприятий пришлось оперативно реагировать: на приобретение нового оборудования для системы экомониторинга из резервного фонда области выделено 53 миллиона рублей. Уже проведены первые закупки, поставлен передвижной экопост. В планах — решить все вопросы к началу марта нынешнего года.
До недавних пор у нас было областное министерство лесного и охотничьего хозяйства. С его сокращением не урезаны ли программы по озеленению скудного на растительность Оренбургского края? И что ждет лесхозы, которые, как я слышал, сейчас реформируются?
Анатолий Писарев, Ташлинский район
— Объединение министерства лесного и охотничьего хозяйства с министерством природных ресурсов проведено для оптимизации управления этими смежными сферами. Данная модель, кстати, действует и на федеральном уровне, и во многих субъектах РФ. Ни о каком сокращении озеленительных программ нет речи. Наоборот, учитывая их особую значимость для Оренбуржья, масштабы лесовосстановительных работ мы будем увеличивать. Если, например, в 2020-м лесовосстановление затронуло территории на площади 830 гектаров (112 процентов к плану), то в 2024-м достигнет уже рекордного показателя – 1 500 га.
Поскольку леса у нас отнесены к защитным, промышленных предприятий озеленительного комплекса не имеется. Все положенные мероприятия прежде осуществлялись лесхозами и сторонними организациями, не имеющими никакого отношения к лесному делу. Такая практика не принесла должного результата: к 2019 году из 22 лесхозов сохранилось всего 15, причем и из оставшихся большинство пребывало на грани банкротства.
Нашему министерству удалось за минувший год реорганизовать ГУПы-лесхозы в бюджетные учреждения, объединив их с Центром пожаротушения и охраны лесов. Погасили в полном объеме долги предприятий, сложившиеся за многие годы. Но самое главное — квалифицированных специалистов обеспечили постоянной и гарантированной занятостью, с федеральными органами исполнительной власти проработали вопросы по увеличению финансирования. Уже в нынешнем году из госбюджета будет выделено 124 миллиона рублей на приобретение современной специализированной техники. Уверен, принимаемый комплекс мер благотворно повлияет на возрождение лесной отрасли Оренбуржья.
Подготовил Владимир НАПОЛЬНОВ
Фото Юрия СТЕКАЧЕВА