Фактор нефтесервиса: технологичность и конкурентоспособность | НКНП
Фактор нефтесервиса: технологичность и конкурентоспособность
  • 1 апр, 2020
Фактор нефтесервиса: технологичность и конкурентоспособность

Интервью генерального директора ООО «НПП – Бурение» И.И. Попова в журнале «Финансово-экономический бюллетень»

Конкурентоспособность нефтегазодобывающих компаний напрямую зависит от скорости внедрения и умения применять новые технологии разведки, разработки и эксплуатации месторождений. Именно развитие нефтесервисного сегмента ТЭК способствует трансформации сырьевой экономики в высококонкурентную и технологическую.

Оренбургская область, по данным госстатистики, входит в топ-10 регионов России по объемам нефтедобычи. В регионе работают более десятка нефтяных компаний – от местных до крупнейших в стране. Но если их названия то и дело мелькают в СМИ, то нефтесервисные компании, которые являются незаменимыми партнерами акул нефтебизнеса, стоят в стороне от публичности. Технично и без лишней суеты ведут они свою работу. ФЭБ познакомился с основателем и владельцем одной из таких компаний.

Иван Иванович Попов девять лет назад в соседней Самарской области основал научно-производственное предприятие «Бурение», состоявшее тогда из единственной бригады. Сегодня это крупный подрядчик ряда нефтяных компаний в Поволжье и на Урале.

– Иван Иванович, Вы нефтяник по образованию или по призванию?

– Я вообще не был нефтяником до создания компании. Я строитель. Но с конца 90-х занимался сервисом оборудования для бурения, это и стало основой для появления НПП «Бурение».

– Девять лет – не слишком большой срок для бизнеса. Но за это время компания из одной бригады выросла до полуторатысячного коллектива.

– Да, сейчас мы представлены 13 бригадами бурения и 27 бригадами ремонта скважин. У нас собственный спецтранспорт, ремонтная база. Мы более 90 % работ выполняем собственными силами. Этим далеко не всегда могут похвалиться даже более крупные нефтесервисные компании. Свою работу концентрируем в четырех регионах ПФО – Самарской, Оренбургской, Саратовской и Ульяновской областях. Но в основном работаем в Самарской и Оренбургской областях.

– Ваши заказчики – это постоянные Ваши партнеры или разовые?

– Стараюсь выстраивать долгосрочные отношения. Партнерами считаю Роснефть, Руснефть. С ООО «Степное» Оренбургской области работаем, например, уже лет семь. Три года сотрудничаем с «Новым потоком». Это дает бо́льшую стабильность, есть понимание что ждут от тебя и что хочешь получить ты. Такой подход позволяет вести планирование инвестиций. А за технологиями необходимо следить постоянно. Иногда кажется, что уже вопрос изучен от и до, а потом всплывает что-то новое. Мы активно вкладываемся в оборудование, у нас много закупок.

– Выполнение работ собственными силами – серьезный аргумент против конкурентов. Их у Вас много?

– Конкуренты есть. В Самарской области есть «РН-Бурение», крупная компания. Но мы конкурируем с ней только в заказах по «Роснефти». Конкуренция – полезная вещь, она дает возможность сравнения себя с другими, подстегивает к развитию. И не важен размер предприятия, можно увидеть лучшее и у крупных, и у мелких компаний. Наша, к примеру, считается средней на рынке России, но для своего региона мы крупные.

Мои заказчики знают о том, что у нас высокая скорость принятия решений, в этом вопросе мы очень гибкие. У нас согласование проходит в течение часа. А потом бригада сразу направляется на объект и начинает работы. Нам не нужен ряд согласований и утверждений, мы сами осуществляем переезд и монтаж оборудования. Это экономит время и деньги.

– Часто встречаются объекты с сюрпризом, которые потом можно отнести к категории «это был новый опыт»?

– Практически каждый раз. Неминуемо появляются какие-то неожиданности – и приходится изменять первоначальную тактику. С каждым годом скважины становятся все сложнее и сложнее.

– То есть сейчас работать сложнее, чем девять лет назад?

– Нет, сложнее было все-таки в начале. Коллектив только образовывался, связи только налаживались, не было такого опыта. Сейчас стало интереснее: уровень сложности бурения, конечно, повысился, но и профессионализм уже выше. К тому же мы вооружены новыми технологиями, которые облегчают работу. Если раньше скважина бурилась 3 – 4 месяца, то сейчас полтора. При наличии заказов можно сделать гораздо больше. Вот в прошлом году мы пробурили порядка 120 тысяч метров.

– Технологии нужно не только покупать, но и владеть ими. Какую позицию Вы занимаете в вопросе обучения персонала?

– Коллектив у нас постоянный в основном. Есть люди, которые с нами с момента основания, их опыт очень ценен. Растут в профессиональном плане и молодые специалисты. Есть тот, кто пришел к нам помощником бурильщика, а сегодня он заместитель главного инженера. Многие стали мастерами. Но учить надо не только молодежь, учиться надо и самим.

– Чтобы держать руку на пульсе?

– Конечно. Я сторонник того, чтобы все было под контролем. Потому что когда владеешь ситуацией, то на сбой быстрее реагируешь и ошибки проще устранить. У нас проверки каждую неделю, три раза в сутки мне приходит сводка с объектов, два раза в день идут селекторные совещания, на которых докладывается ситуация по каждой бригаде. Нефтегазовый сектор предъявляет высокие требования к участникам процесса – технологичность, безопасность, экология.

Для меня на первом плане всегда стоит охрана труда, техника безопасности. Да и все крупные нефтедобытчики за этим серьезно следят. И второе – экология. За последние годы к ней стали очень внимательно присматриваться. Особенно это касается вывоза шлама и безопасного для природы нахождения на площадке. За последние пять лет эти требования серьезно ужесточились. Поэтому проверки идут постоянно: наши внутренние, заказчика и контролирующих органов.

– Работы в Бузулукском бору в этом плане, наверное, вообще на особом счету?

– Не то слово! Заказчик – «Новый поток», они получили лицензию и дали обязательства по переконсервации старых скважин. Был объявлен тендер, который мы выиграли. По условиям контракта мы приводим скважины старого фонда в безопасное экологическое состояние. В России вообще фонд старых скважин очень большой. Какие-то требуют текущего ремонта, какие-то – капитального. Именно поэтому у нас ремонтных бригад в два раза больше.

А здесь вокруг производственных площадок – Бузулукский бор, охраняемая природная территория. И к работам предъявляются требования особого уровня. Одно из них – подготовка гидроизоляции, на которую потом встает оборудование. Чтобы Вы понимали, на других участках оно ставится на землю. Во-вторых, бурение должно быть безамбарным, когда шлам и раствор, который мы поднимаем, сразу вывозится на утилизацию, на участке ничего не остается. Год назад таким способом мы пробурили для «Нового потока» скважину на Гремячевском месторождении. Там у нас все время проходят контрольные мероприятия. Контролирует «Новый поток», экологическая служба, администрация бора, приезжают независимые экологи.

– Не мешает процессу столь повышенное внимание?

– Наоборот, настраивает на высококлассную работу. Я считаю, что это плюс – люди дисциплинируются, постоянный порядок на участке. В результате правильно законсервированные старые скважины и новый фонд эксплуатируемых скважин на будущее. Все они будут соответствовать требованиям экологии.

– А сколько там трудится ваших людей и как долго будут вестись работы?

– В бору у нас две бригады КРС и две бригады бурения. Выходит 100 человек. Работы рассчитаны на три года. КРС мы начали два года назад, планируем до конца 2020-го все скважины законсервировать. Бурение же стартовало только в январе, идет подготовка к промышленной добыче. Так что до 2022 года будем там работать.

– Что в ближайшей перспективе планируете поменять в компании?

– Я уже говорил ранее, что мы внимательно следим за развитием техники в нашей сфере. Я и мои помощники приглядываем новшества на выставках, изучаем технику, на которой работают другие предприятия. Смотрим и приобретаем как отечественную, так и зарубежную продукцию. Поэтому при первом приближении это обновление машин и оборудования.

Николай Григорьевич Служаев, заместитель генерального директора ООО «Степное»:

НПП «Бурение» создавалось на моих глазах. Ивана Ивановича Попова я знаю как человека очень энергичного, деятельного, а главное – он человек слова. Его профессионализму я доверяю полностью. С ним мы работаем постоянно и с удовольствием. Все его бригады – это отличные специалисты, вся техника в полном порядке. Отдельно могу выделить его подход к организации быта бригад: ни у одной другой компании, с деятельностью которых я знаком, нет такой высочайшей заботы о людях. С НПП «Бурение» мы работали и будем работать дальше.

Скачать в pdf