Нельзя жить одним днем! | НКНП
Нельзя жить одним днем!
  • 17 июн, 2020
Нельзя жить одним днем!

Лето в разгаре, и вполне естественно, что многие бузулучане выбирают отдых подальше от города. Любимое место, конечно, Бузулукский бор. Величественные сосны, чистая речка, свежий воздух, богатые угодья с ягодами и грибами так и манят всех любителей природы и неспешных прогулок. Но национальный парк – это ещё и особо охраняемая территория, куда не всякому дозволено заходить, не говоря уж о ведении какой-либо хозяйственной деятельности.

Исполняющий обязанности директора НП «Бузулукский бор» Ольга Арискина знает все проблемы Бузулукского бора не понаслышке – как-никак, в послужном списке 10 лет работы в должности заместителя директора. Фронт работы впечатляет: тушение лесных пожаров, экологическое просвещение, научно-исследовательская деятельность, охрана территории, пресечение незаконной вырубки и браконьерства. – Факты незаконной рубки мы фиксируем постоянно, люди рубят лес с целью извлечения прибыли, чаще всего сбывая лес на пилорамы, – рассказывает Ольга Владимировна. – Причём нарушителей даже не пугает, что следствие их незаконной деятельности – уголовное, а не административное дело. В этом году уже случались подобные инциденты, в ходе которых мы устанавливали размер материального ущерба и отправляли материалы для проведения проверки. В силу того, что территория национального парка считается особо охраняемой, то и ценность лесного массива намного выше, чем в соседних районах – материальный ущерб также намного значительнее. Но сразу скажу – рубки на территории национального парка не запрещены. Это санитарно-оздоровительные мероприятия, уборка валежника и рубки ухода за лесом. 

Последние 10 лет данные мероприятия проводились регулярно, но в декабре 2019 года истекли сроки разрешительной документации. Мы подготовили и отправили на согласование в Москву необходимый пакет документов, но пандемия коронавируса не позволила решить данный вопрос оперативно. Разрешительные документы по-прежнему находятся в Москве, пока они не подписаны. Что же касается незаконных рубок этого года, то мы провели дополнительную профилактическую работу: после инцидентов приглашали собственников пилорам и проводили с ними индивидуальные беседы. Запрет на рубки временный, поэтому даже в такой ситуации можно найти выход, например, не скупать у правонарушителей краденый лес или заключать договора с соседними лесхозами, где рубки разрешены. Главное – всё делать в рамках закона и набраться немного терпения. Примерно такая же ситуация и с браконьерством. С 2009 года легальная охота на территории национального парка запрещена в целях сохранения популяции животных. Но инспекторы задерживают охотников-нарушителей, которых также ждёт уголовное наказание. – Мы стараемся выявлять подобные ситуации и тесно сотрудничаем с сотрудниками правоохранительных органов, – подчёркивает Ольга Арискина. – Так, совсем недавно на территории Борского района Самарской области наши инспектора совместно с полицией задержали правонарушителя, который прятал в багажнике машины тушу кабана. В данном случае национальному парку был причинён ущерб в размере 210 тысяч рублей. На браконьера было заведено уголовное дело, ущерб, причинённый национальному парку, он возместил добровольно. Окончательное наказание нарушителю вынесет суд. 

Но опять же – если кто-то всё же хочет поохотиться, для этого есть прилегающие к территории национального парка охотхозяйства и доступные охотничьи угодья, там охота не запрещена. По словам Ольги Владимировны, за последний год численность кабанов, косуль, лосей в национальном парке выросла, что подтверждает проводимый сотрудниками парка ежегодный зимний маршрутный учёт. В этом году некоторым образом помогла пандемия коронавируса – антропогенная нагрузка на бор снизилась, и на четырёх участках появилось редкое красивое растение – венерин башмачок, занесённый в Красную книгу. Конечно, не остаётся без внимания вопрос, который волнует тысячи людей – нефтяные разработки на территории Бузулукского бора. – Территория, которая предоставлена под нефтяные разработки, юридически в состав национального парка не входит, – объясняет Ольга Арискина. – Она переведена в земли промышленности, а это уже другой статус, разрешающий добычу нефти. Разработка месторождений стала возможной после ликвидации в 1948 году государственного природного заповедника, действовавшего на части территории Бузулукского бора в период с 1932 по 1948 гг. Всего на территории бора в 60-70 годы были пробурены 59 поисково-разведочных, 3 эксплуатационные и 102 структурные скважины, которые впоследствии были либо законсервированы, либо ликвидированы. Законсервированные скважины на протяжении 40 лет оставались бесхозными, представляющими потенциальную техногенную опасность для лесного массива, а в районе устьев целого ряда скважин отмечались нефтегазопроявления, создающие реальную угрозу загрязнений окружающей среды. Как сотрудники национального парка, мы взаимодействуем с нефтяной компанией «Новый поток», в списке задач которой первостепенными являются работы по ликвидации и переконсервации экологически опасных скважин. Мониторинг окружающей среды на лицензионных участках осуществляет ЦЛАТИ по ПФО, а ландшафтно-экологический мониторинг осуществляет Институт степи Уро РАН, который оценивает влияние разработок на растительный и животный мир. В остальном же в национальном парке по-прежнему ждут посетителей: обновляются и ремонтируются места отдыха, планируется открытие дендросада. 

К трём известным и популярным туристическим маршрутам – «Заповедное кольцо», «Слияние двух рек», «В гостях у пасечника» – в этом году прибавится ещё один. Какой? Пока секрет! Но самое главное, за что переживают в национальном парке – бережное и уважительное отношение людей к уникальной степной «зелёной жемчужине» Бузулукской земли. – К сожалению, оградить людей от потребительского отношения к лесу профилактическими мерами не всегда получается, поэтому на законодательном уровне введено немало запретительных мер в защиту национального парка, – подчёркивает Ольга Владимировна. – Статус бора изменился, и мы работаем на основании требований федерального закона: введены разрешения на посещение территории, обозначены рекреационные, хозяйственные, особо охраняемые и заповедные зоны, запрещены незаконные рубки леса и браконьерство. Люди должны понимать, что если они нарушили закон, их ждёт наказание. Понимаете, нельзя жить одним днём! Нельзя относиться к лесу как к личной собственности. Что мы оставим своим детям и внукам? Что станет с нашей экологией, исчезни с лица земли Бузулукский бор? Поэтому не нужно расценивать определённые запреты, принятые в нацпарке, как нарушение личных свобод. Это законодательные попытки оградить уникальный лес от равнодушного и хищнического отношения.

Светлана Саратова